
Когда слышишь 'витражи Екатеринбург', первое, что приходит в голову — либо готические соборы, либо советские стеклянные панно в ДК. На деле же 90% заказов сегодня связаны с частными интерьерами и коммерческими пространствами. За последние пять лет я убедился, что главная ошибка заказчиков — считать витраж исключительно декоративным элементом. На примере объекта в бизнес-центре 'Высоцкий' пришлось переделывать остекление купольной зоны трижды: сначала клиент настаивал на пленочной технологии, потом перешли на классический свинец, но в итоге остановились на комбинированном решении с фацетным стеклом — только так удалось добиться и светопропускания 70%, и устойчивости к уральским перепадам температур.
Здесь постоянно сталкиваешься с парадоксом: исторически Екатеринбург всегда был центром стекольной промышленности, но при этом с качественным сырьём вечные проблемы. Местные цеха до сих пор пытаются использовать китайское низкосортное стекло, которое трескается при фьюзинге. Как-то пришлось экстренно заказывать партию осветлённого стекла через компанию ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы — их каталог на https://www.ulianglass.ru выручил, когда сорвались сроки по реставрации витражей в особняке на Вайнера. Кстати, их многослойное стекло с декоративной обработкой позже стало нашим стандартом для объектов премиум-класса.
Типичная ошибка новичков — не учитывать перепад влажности в зданиях. В том же 'Ельцин-центре' при монтаже пришлось дополнительно укреплять свинцовые пайки специальным полимером, хотя изначальный расчёт был на классическую технику. Зато теперь этот метод используем во всех проектах с температурными нагрузками.
Сейчас экспериментируем с комбинацией закалённого стекла и эмалевых красок — для фасадных витражей в новых ЖК у метро 'Геологическая'. Проблема в том, что уральские производители часто не выдерживают толщину закалки, приходится везти из других регионов. Вот где как раз пригодился опыт компании с их 30-летним стажем в стекольной отрасли — их технические решения по глубокой обработке позволяют делать фигурные элементы без потери прочности.
Часто звонят клиенты с просьбой 'сделать как в Исаакиевском соборе, но за 50 тысяч'. Приходится объяснять, что даже простой витраж в прихожую из 10 элементов обойдётся минимум в 120 тысяч — только стоимость осветлённого стекла 4мм начинается от 3500 за кв.м, плюс обработка кромки, плюс свинцовый профиль... Хотя для офисных пространств иногда идём на хитрость — используем плёночную имитацию с ламинированием, особенно когда нужен срочный ремонт.
Запомнился казус с кафе на Малышева: владелец требовал 'витраж Тиффани' за три дня. Пришлось собирать из остатков цветного стекла, но в процессе выяснилось, что помещение не отапливается ночью. Через месяц междусобные пайки поползли — хорошо, хоть стекло не треснуло. Теперь всегда уточняем температурный режим.
Сейчас появилась интересная тенденция — заказчики стали чаще спрашивать про энергосберегающие свойства. Как раз в этом плане полезно сотрудничество с производителями типа ООО Гуандун Юлиан — их стеклопакеты LOW-E можно интегрировать в витражные конструкции, что для уральского климата актуально. В прошлом месяце поставили такие в резиденцию на Шарташе — сочетание декоративной фацетной обработки и теплосберегающего покрытия.
Центр Екатеринбурга — сплошная головная боль для монтажников. В доме купца Бурлова при установке витража в лестничный пролёт обнаружили, что проём перекошен на 7 см по диагонали. Пришлось на месте подрезать латунный профиль — классический свинец бы не выдержал деформации.
Реставрация старых витражей — отдельная тема. В особняке на Розы Люксембург три месяца восстанавливали утраченные фрагменты методом хромографии — традиционная роспись по стеклу здесь не подходила из-за вибраций от трамвайных путей. Интересно, что оригинальное стекло 1913 года оказалось качественнее современного — сохранило 90% прозрачности.
Сейчас ведём переговоры по реконструкции витражей в здании бывшего Дворца пионеров — там сложность в сочетании огнестойких требований и сохранения исторического облика. Возможно, будем использовать многослойное стекло с декоративной прослойкой — как раз из ассортимента https://www.ulianglass.ru, у них есть сертифицированные противопожарные решения.
Каждый второй клиент приносит эскизы из Pinterest с невозможными для реализации градиентами. Приходится объяснять, что технология фьюзинга не позволяет добиться плавных переходов как в цифровой графике — максимум 5-7 четких цветовых зон. Хуже того, многие не учитывают искажения при преломлении света — витраж на столе и витраж в оконном проёме смотрятся совершенно по-разному.
Запомнился случай с рестораном 'Уральские пельмени' — дизайнер настоял на синей гамме, а потом владелец жаловался, что в помещении 'как в склепе'. Пришлось экранировать часть элементов золотой фольгой — светопропускание улучшили на 40%.
Сейчас всегда просим клиентов приезжать в мастерскую при естественном освещении — показываем образцы в разных условиях. Кстати, для объективности теперь используем специальный световой бокс с лампами разной температуры. Это особенно важно при работе с стеклом низкоэмиссионным — его отражающие свойства сильно меняют восприятие цвета.
Заметил, что после пандемии резко вырос спрос на витражи в частных домах — люди хотят превратить свои жилища в нечто уникальное. Но интересно, что вместо классических сюжетов теперь просят абстракции или геометрические паттерны. Возможно, это влияние скандинавского дизайна.
Технически самым перспективным направлением считаю комбинацию LED-подсветки и тонкого стекла — в коллаборации с электронщиками делали динамический витраж для коворкинга 'Домна': днём — классическое изображение, вечером — светящийся арт-объект. Правда, пришлось повозиться с теплоотводом.
Из новых материалов интерес представляет пуленепробиваемое стекло с декоративными включениями — для объектов повышенной безопасности. Как раз изучаем предложения от производителей, включая ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы — их опыт в производстве защитных стёкол мог бы пригодиться для банковских и правительственных заказов. В Екатеринбурге пока такой ниши нет, но потенциал очевиден.