
Когда слышишь 'солнцезащитные стекла', первое, что приходит в голову — тонировка. Но это лишь верхушка айсберга. В нашей практике часто сталкиваемся с заказчиками, которые уверены, что затемнение = защита. Приходится объяснять, что настоящие солнцезащитные оконные стекла — это сложная система, где важны и селективность, и светопропускание, и даже угол падения солнечных лучей в конкретном регионе.
Помню, в 2018 году делали остекление для бизнес-центра в Сочи. Заказчик настаивал на зеркальном стекле — мол, и выглядит солидно, и солнце не беспокоит. Но через полгода пришлось переделывать: в пасмурные дни внутри было темно, как в бункере, увеличились расходы на освещение. Вот тогда и пригодилось наше знание о коэффициенте селективности — тот самый параметр, который показывает соотношение светопропускания и солнечного тепла.
Стеклопакеты с напылением LOW-E — это вообще отдельная история. Многие думают, что раз стекло прозрачное, то и защиты нет. А на деле современные покрытия отражают инфракрасный спектр, сохраняя видимый свет. Кстати, у солнцезащитных стекол есть нюанс: эффективность зависит от ориентации фасада. Для южной стороны нужны одни параметры, для восточной — другие.
Вот сейчас смотрю на проект гостиницы в Краснодаре — там как раз использовали комбинированное решение от ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы. На южном фасаде — стекла с серебряным напылением, на северном — с более высоким светопропусканием. Такие детали не в каждом каталоге найдешь, это приходит с опытом.
Мало кто знает, что солнцезащитные свойства зависят не только от покрытия, но и от толщины стекла, и даже от газа в межстекольном пространстве. Аргон, например, не только тепло сохраняет, но и влияет на тепловой поток от солнца. Мы в прошлом году тестировали разные конфигурации — оказалось, что при использовании стекол LOW-E от упомянутой компании разница в нагреве помещения достигала 7-8 градусов по сравнению с обычным стеклопакетом.
Пробовали и цветные стекла — бронзовые, серые, синие. Выглядит красиво, но для офисов не всегда подходит: искажают цветопередачу. Хотя для витражей — идеальный вариант. Заметил, что в Европе сейчас популярны нейтральные оттенки, а в Азии — более насыщенные. Видимо, это вопрос не только технический, но и культурный.
Самое сложное — объяснить заказчику, что солнцезащитное стекло не должно быть дешевым. Если видишь цену ниже рыночной — скорее всего, это обычное стекло с тонировкой, которое выгорит за пару лет. Настоящее покрытие должно быть в массе стекла или напылением на внутренней поверхности камеры.
Был у нас печальный опыт с торговым центром в Ростове-на-Дону. Поставили прекрасные стеклопакеты с солнцезащитным покрытием, но монтажники использовали неподходящий крепеж. Результат — термические трещины по периметру. Пришлось разбирать весь фасад. Теперь всегда инструктируем монтажные бригады о совместимости материалов.
Еще один момент — чистота. Напыление боится абразивов и щелочей. Видел, как рабочие пытались оттереть защитную пленку металлическими скребками — естественно, повредили покрытие. Для таких случаев у производителей есть специальные моющие средства, но кто ж их читает, эти инструкции...
Кстати, на сайте https://www.ulianglass.ru есть довольно подробные технические руководства по монтажу. Редкость, когда производитель делится такими деталями. Обычно приходится методом проб и ошибок все постигать.
В том же сочинском проекте после замены стекол удалось снизить нагрузку на кондиционеры на 30%. Это не наши фантазии, а данные энергоаудита. Кстати, многие забывают, что солнцезащитные оконные стекла экономят не только на охлаждении, но и на отоплении — зимой они же работают как энергосберегающие.
Для производственных помещений вообще отдельная история. Там часто нужны специальные решения — например, стекла с защитой от УФ-излучения для складов с чувствительной продукцией. Помогали как-то фармацевтическому заводу под Москвой — там использовали многослойные стекла с ультрафиолетовым фильтром.
Если говорить о цифрах, то правильное солнцезащитное стекло должно иметь коэффициент затемнения не менее 1.4-1.6. Но это для средней полосы России. Для южных регионов — уже 1.8-2.0. Кстати, у китайских производителей вроде ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы как раз хороший диапазон по этому параметру.
Сейчас появляются интересные разработки — фотохромные стекла, которые меняют свойства в зависимости от освещенности. Пока дороговато, но лет через пять, думаю, станут массовыми. Пробовали образцы — работают интересно, но для российского климата нужно дорабатывать: у нас же не Калифорния, солнце может и за тучами спрятаться.
Еще перспективное направление — вакуумные стеклопакеты. Тонкие, эффективные, но капризные в производстве. Знаю, что некоторые европейские производители уже запустили серийное производство, но цены пока кусаются.
Из того, что доступно сегодня, лучше всего показывают себя селективные покрытия на основе серебра или титана. Особенно в комбинации с мультифункциональными стеклопакетами. Кстати, почти 30-летний опыт производителей из Китая в этой сфере — это серьезный аргумент. Они успели и технологии отработать, и цены оптимизировать.
Мало кто задумывается, но солнцезащитные стекла влияют даже на мебель — уменьшают выцветание обивки и дерева. Измеряли как-то в одном офисе: за три года разница в сохранности цветов между помещениями с обычными и защитными стеклами составила 40%.
Еще момент — акустика. Качественные солнцезащитные стекла обычно имеют и хорошие звукоизоляционные свойства. Особенно многослойные варианты. Хотя тут нужно смотреть конкретную конструкцию — не все технологии совместимы.
И да, никогда не экономьте на фурнитуре. Видел случаи, когда отличные стеклопакеты устанавливались в дешевые профили — и вся эффективность сводилась к нулю из-за мостиков холода и неплотного прилегания. Это как спортивный автомобиль заправлять низкооктановым бензином — вроде бы едет, но не тянет.