
Когда слышишь 'закаленное тонированное стекло', первое, что приходит в голову - обычное затемненное стекло, прошедшее закалку. Но на деле это сложный симбиоз технологий, где тонировка влияет на весь процесс термообработки. Многие заказчики до сих пор путают его с окрашенным в массе стеклом, не понимая, что здесь цветное покрытие наносится до закалки и должно выдерживать температуры выше 600°C.
Помню, как на одном из объектов в Сочи пришлось демонтировать целую партию закаленного тонированного стекла из-за неравномерного оттенка. Производитель сэкономил на предварительной мойке, и пыль между пиролитическим покрытием и закалочной печью создала эффект 'грязного стекла'. После этого всегда требую от поставщиков видео подготовки поверхности перед термообработкой.
Особенно капризны насыщенные цвета - бронзовый и серый графит. При закалке они часто дают разнооттеночность, если в печи есть хоть малейшие перепады температур. Технолог ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы как-то рассказывал, что для темных тонов они специально замедляют скорость охлаждения, иначе появляются внутренние напряжения, видимые под поляризационным фильтром.
Кстати, о поляризаторе - без него принимать тонированное закаленное стекло бесполезно. Бывали случаи, когда визуально идеальные листы при монтаже на фасаде начинали 'играть' разными оттенками в зависимости от угла солнца. Теперь в спецификациях всегда указываем обязательную проверку в поляризованном свете.
При установке в 'холодные' фасады важно помнить про температурное расширение. Тонированный слой, особенно пиролитический, меняет коэффициент расширения. В прошлом году в московском бизнес-центре из-за этого лопнуло несколько стекол - проектировщики взяли стандартные значения для прозрачного закаленного стекла.
Для высотных зданий рекомендуем комбинировать тонировку с LOW-E покрытием. На сайте https://www.ulianglass.ru есть хорошие примеры таких решений, где энергосберегающие свойства не конфликтуют с светопропусканием. Кстати, их техотдел подсказал нам как-то интересный прием: для панорамного остекления в южных регионах использовать двойное тонирование - снаружи пиролитическое, внутри магнетронное.
Еще один нюанс - чистка. Для тонированного закаленного стекла категорически не подходят абразивные средства. Пленка хоть и прочная, но царапается. Лучше использовать мягкие щетки с дистиллированной водой. На объекте в Краснодаре из-за неправильной очистки пришлось заменять 12 фасадных панелей - появились микроцарапины, которые под солнцем были видны как белесые полосы.
Часто заказчики думают: раз стекло тонированное, можно брать тоньше. Это заблуждение! Тонировка не дает механической прочности. Как-то для торгового центра в Екатеринбурге попытались сэкономить, заказав 6-мм вместо 8-мм - при первом же граде получили сетку трещин на половине фасада.
Оптимальная толщина для фасадного закаленного тонированного стекла начинается от 8 мм, а если речь о ветровых нагрузках свыше 1500 Па - лучше 10 мм. В каталогах ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы хорошо прописаны эти зависимости, с таблицами по регионам.
Интересный случай был с остеклением бассейна - там пришлось использовать 12-мм стекло с двойной тонировкой, потому что стандартное 10-мм давало оптические искажения из-за высокой влажности и перепадов температур. Пришлось даже делать дополнительные испытания на заводе.
Светопропускание тонированного стекла - нелинейная величина. Для бронзового 8-мм мы обычно получаем около 45-50%, но при облачной погоде этот показатель субъективно кажется ниже. Архитекторы иногда не учитывают этот психологический эффект.
В жилых помещениях лучше не опускаться ниже 35% - иначе постоянное ощущение полумрака. Для офисных зданий оптимален диапазон 25-40%, в зависимости от ориентации окон. Кстати, в пасмурные дни разница между 30% и 40% тонировкой практически не заметна, а вот летом на солнце - очень существенна.
Замеры на объектах показывают, что фактическое светопропускание часто отличается от паспортного на 2-3%. Это нормально, но если разница больше - значит, либо технология нарушена, либо измерения проводились неправильно. Всегда просим предоставить протоколы заводских испытаний для каждой партии.
В южных регионах тонированное стекло работает иначе, чем в северных. В Сочи, например, важно учитывать не только солнечную радиацию, но и соленость воздуха - она влияет на долговечность покрытия. После нескольких неудачных опытов теперь для приморских объектов всегда заказываем стекло с дополнительной защитой кромки.
Для Сибири и Урала критичен перепад температур. Стандартное закаленное тонированное стекло выдерживает до 200°C перепада, но при -40°C на улице и +25°C внутри этот перепад может достигать критических значений. Для таких случаев лучше использовать многослойные конструкции с тонировкой внутри.
В московском регионе проблемы другие - запыленность и реагенты. Тонированное стекло здесь быстрее теряет внешний вид, если не предусмотреть регулярную мойку. По статистике, фасады в пределах Садового кольца требуют чистки в 2-3 раза чаще, чем в других районах.
Сейчас появляются интересные разработки - например, самоочищающиеся покрытия для тонированного стекла. Но пока они плохо совместимы с закалкой - при высоких температурах теряются гидрофильные свойства. В ООО Гуандун Юлиан Энергосберегающие Строительные Материалы обещают в ближайшие год-два решить эту проблему.
Еще одно направление - 'умное' тонирование, где прозрачность меняется в зависимости от освещенности. Пока это дорого и ненадежно, но для премиальных объектов уже начинают применять. Основная сложность - совместить электрохромный слой с процессом закалки.
Лично я считаю, что будущее за гибридными решениями - когда тонировка сочетается с другими функциональными покрытиями. Например, уже сейчас можно заказать стекло с одновременной тонировкой и антибликовым эффектом, что особенно актуально для витрин магазинов и офисных перегородок.